Редакция Тихомировой

Уроки вирусной рекламы

Елена Тихомирова • 24.03.2021
Есть такие рекламные ролики, успеху которых начинаешь завидовать не белой, а черной завистью. Нам бы такое в обучении сделать, чтобы этим делились, рассказывали, пересказывали и пересылали. Мой самый яркий пример - ролик Сбера про время. Первый раз я плакала, а потом переслала нескольким десяткам людей. В том числе потому, что смысл очень глубокий.

Конечно, тут сразу возникает вопрос денег, потому как бюджет рекламный и бюджет на обучение - это 2 разных бюджета. И времени на создание часто меньше. Да и задачи другие, на самом деле. Но это не повод не учиться. Потому что люди, которые создают вирусную рекламу, знают много всего интересного и мы можем что-то забрать себе.
    Социальная валюта
    Хорошая реклама должна быть умной. Более того, человек должен почувствовать себя правильным, умным и что-то понимающим в жизни, когда он будет ее пересылать. В примере ролика Сбера - это размышления о том, на что мы тратим время и как важно уделять внимание главному. Хочется поделиться и сразу чувствуешь себя знающим, вдумчивым.

    Почти у каждого курса должно быть что-то, чем можно также поделиться. Это может быть и видео-ролик, в котором есть глубокий смысл и что-то заставляющее размышлять. Промо о курсе так работать не будет. Нужна какая-то большая идея, что-то стоящее и значимое, чтобы люди захотели это другу другу передать. Могут быть и хорошие документы, чек-листы, инфографика, какие-то цитаты. Инфографика, к слову сказать, всегда была вирусной, людям визуальный контент нравится, а тут еще можно рассматривать и делать выводы. Важно, чтобы все то, что мы делаем в качестве социальной валюты, можно было очень легко передать другому. Скорее всего, это будет отдельный контент, который в курс не вставлен или его дубликат. Чем сложнее поделиться, тем дальше мы от вирусного эффекта.
      Эмоции и истории
      Без них ничего не получится. Человек живет эмоциями, они нами управляют, как бы мы от этого не пытались убежать. Потому то, что будет вирусным, должно быть эмоциональным. Противоречивым, непростым, до слез, если получится. Истории же это формат, к которому человечество привыкало веками. Мы сидели у костра и так передавали друг другу опыт, знания, все, что у нас есть. Именно истории мы проще всего воспринимаем и запоминаем. Их пересказывают, некоторые становятся легендами.

      Если мы хотим такого эффекта в обучении, то нам тоже нужны и эмоции и истории. Тут сразу нужно сказать, что это точно не подойдет для любого обучения. Да и точно не нужно, чтобы каждая тема и каждый курс по стандартам работы становился вирусным. Вирусными нужно сделать самые значимые и влияющие на результаты компании темы. Те, от которых самый большой эффект. Для таких тем нужны истории и эмоции. И поможет это не только в том, чтобы получить вирусный эффект. И истории и эмоции очень сильно связаны с запоминанием и извлечением информации. Если они есть, если человек что-то почувствовал, то запомнит он все намного лучше. Опять же - истории нам просто привычно запоминать. А эмоции нужны для извлечения, они помогают использовать то, что мы запомнили.
        Актуальность и триггеры
        Почти всегда вирусная реклама связана с тем, о чем все говорят. Вирусность достигается за счет использование темы, которая у всех на слуху и которая сейчас в тренде и актуальна. Тема может быть и вечной, то, что на самом деле волнует почти всех и почти всегда.

        Никто не будет говорить о том, что не близко. О том, что не на слуху. Возможно, нужно сначала начать говорить, а потом запускать курс и его вирусный контент. Нужно сначала создать актуальность, а потом на ней двигаться дальше. Многие темы обучения пропадают именно по этой причине. Они важные, значимые и могли бы принести много пользы, но на эту тему никто не говорит. Не говорят руководители, это не обсуждают на встречах и внутренних конференциях, не пишут в корпоративном СМИ. Вдруг просто появляется курс, скажем про критическое мышление. Он очень нужный. Но аргументов нет, актуальность не на виду. И его, этот курс, может быть даже пройдут. Но он не станет вирусным, потому что нет тренда и аргументов.

          Практическое значение
          Практическое значение. Кроме эмоций, у вирусной рекламы может быть прикладной смысл. Например, какой-то полезный чек-лист, которым удобно пользоваться. Чек-лист ухода за цветами от компании, которая производит удобрение для цветов. Очень может быть вирусной, потому что это многим полезно будет.

          Этот инструмент нам в обучении применить проще всего. В курсах полезного много. Чек-листов, памяток и прочих полезностей можно очень много сделать. И курс может быть про работу, а вот дополнительный материал, чек-лист или шаблон - про личное. Тут все свяжется: и желание поделиться понятно (я отправляю то-то значимое, что меня в нужно свете представляет), и эмоции есть (потому что это полезно и можно легко применить). Это та самая социальная валюта, которая нам нужна.

          Еще для вирусного контента нужна возможность его публично показать. В курсах мы чаще всего все прячем, переживаем, чтобы не ушло наружу. И в этот момент нарушается система: если мне интересно, я хочу поделиться. Если такой возможности у меня нет, то часть мотивации учиться может пропасть. Ведь рассказать кому-то - очень действенный инструмент. Нужно что-то выделять в курсах, чтобы можно было всем показать, даже в соцсетях. Чтобы можно было отправить коллегам и не только в своей компании. Это не только про вирус, это еще и про отношение к контенту и к его источнику. Это делает систему обучения ресурсом, которым хочется делиться.

            Понравилась статья?
            Поделитесь ею с другими!
            Смотрите также