Про разогрев перед обучением и про то, что иногда ничего не хочется делать

Елена Тихомирова • 19.07.2021
Learning Monday

Перед конференцией навалилось. Много всего и сразу. Не знаю, как у вас, а у меня от такого часто пропадает вообще желание что-то делать. Особенно то, что делать нужно обязательно. Чуть больше воздуха в графике - и будет иначе. Захочется собраться, работать слаженно и быстро. Воздуха нет и все останавливается. Это когнитивная перегрузка, когда наш мозг устал от одного чтения списка задач и попытки их как-то уложить. Ресурса на саму деятельность уже не остается, и наступает апатия.


В таком состоянии мы можем найти не только себя, но и тех, кого мы учим. Обучение в таком состоянии произойти точно не может. А мы не можем прогнозировать, в каком настрое будет слушатель. И как быть?


В первую очередь нужно дать совет и рассказать, что если вы, дорогой слушатель, себя в таком состоянии находите, то лучше, конечно, обучение отложить.

Но смею предположить, что откладывать уже некуда, потому что перегрузка чаще всего бывает там, где сроки уже горят. Что делать здесь?


Порекомендовать начать хотя бы с чего-то. Тот самый метод "Сделайте хотя бы что-то". Полистать материалы вперед-назад (кстати, для этого должна быть открыта навигация в курсе), побродить по ссылкам, которые есть в курсе. Попробовать постепенно втянуться, чтобы мозг успокоился и начал работать в нужном направлении.


Аналогично можно поступать и тогда, когда наступает творческий кризис. Тексты не пишутся, программы не проектируются, слайды не собираются. Самый верный инструмент - примеры. Посмотреть структуру аналогичных программ, почитать статьи и подумать, что из них можно взять, поискать примеры хороших слайдов. Это очень помогает въехать в дело. И даже если сделать ничего не получится, то насмотренность точно повышается.


Если вернуться к обучению, то хорошо будет если мы при проектировании будем закладывать что-то вроде разгонной полосы. Сейчас чаще всего слушателю предлагается прыгать с места в карьер. Открыл курс и сразу по делу. С одной стороны правильно, времени нет у всех и никто ничего не успевает. Но есть и оборотная сторона.


Мозг наш и слушателей так быстро переключиться может не суметь. И начать вникать в новое будет очень сложно. Это особенно значимо, когда тема обучения для слушателя не очевидна и он о ней не мечтал. Да, назначили. Да, нужно пройти. Но сам человек про никогда не думал. И вот он открывает курс про управление рисками или по противодействию коррупции, а сам еще думает о том, что делал до этого. Мы уже начали его учить, а он еще не понимает, что ему с этим делать. В такой ситуации очень многое воспринимается формально. Прошел, ответил, закрыл, забыл.


Нужно время на погружение. На переключение и включение. Это могут быть ссылки, которые нужно посмотреть перед обучением. Без особой цели и задачи, но по теме и со смыслом - просто посмотреть, вникнуть. Может быть какое-то тематическое видео, но опять же - не с основным содержанием. Или какое-то "думательное" задание, в котором нужно начать вовлекаться в тему.

Главное, чтобы мозг настроился на нужную волну, чтобы активировались все знания (или хотя бы часть) по теме, чтобы контейнеры для нового были подготовлены (а это ответ на вопрос, как именно я буду пользоваться изученным). И тогда следом уже пойдет обучение и более осознанное восприятие.


Тут напрашивается вопрос про микрообучение. В нем точно нет разгонной полосы и никогда не будет. И в этом как раз и есть сложность - малый размер вовсе не гарантирует погружение. А потому для короткого формата подходят не все темы и не все целевые аудитории. Скажем, сотрудники с однотипной деятельностью и небольшой когнитивной нагрузкой в рабочем процессе скорее всего микрообучение будут использовать нормально. А вот те, кто перегружен информацией и чаще занят интеллектуальной деятельностью - могут пропустить все мимо и не остановиться, чтобы подумать.


Для обучения, как и для любого дела, нужен настрой. И настрой этот - не просто слова или некое незримое состояние. Это активация нужных знаний и задач, вовлечение в процесс и осознанное восприятие. Самим без него лучше не учиться и другим не советовать.


Пусть у вас будет на этой неделе учебный настрой!


Понравилась статья?
Поделитесь ею с другими!
Смотрите также