Что должен знать специалист по обучению

Елена Тихомирова • 20.10.2022
Learning Monday

Рабочие размышления последнее время все чаще связаны с попыткой ответить на один, вроде бы и совсем не сложный вопрос: “Что должен знать специалист по обучению?” Обсуждали эту тему на одном из вебинаров некоторое время назад. И во всех разговорах вопрос всплывает часто: как понять, что специалист знает то, что должен знать? Какие у него компетенции должны быть? Как оценить?

Сложный вопрос на самом деле. Потому что обучение само по себе настолько комплексная концепция, состоящая из такого большого количества элементов, что сформулировать простой и понятный перечень компетенций для него — совсем не просто.

Чтобы хоть как-то приблизиться к цели, нужно сначала сузить концепцию до чего-то максимально понятного. Пусть это будет в контексте этого текста обучение взрослых, преимущественно в компаниях. Что должен знать такой человек?

Первое — он должен понимать, как происходит обучение у взрослого человека. Это когнитивная наука и нейрофизилогия обучения. Как на самом деле работает мозг в процессе обучения, как он воспринимает внешние сигналы и что с ними делает? Физику и химию запоминания. Это не только помогает правильно проектировать обучение, но дает ответ на вопрос: “Почему нужно сделать именно так, а не иначе?”

Взрослые люди особенно учиться не хотят. И вот тут хорошо бы понимать, почему так. Это про нерациональность человека и про его поведение. Тут хорошо бы изучить базовые открытия поведенческой науки и поведенческой экономики, Канемана и компанию. Все эти знания хорошо открывают глаза на реальность и не дают убедить себя и окружающих в том, что все очень хотят учиться, им просто нужно дать такую возможность. Нет, чаще всего не хотят, а развитие воспринимают как тяжелые перемены в жизни и потому пугаются еще сильнее.

В арсенале должны быть и самые базовые вещи: процесс проектирования обучения, его основные шаги и правила. Почему цели обучения ставятся до начала создания обучения? Как разложить цели на каскад задач, чтобы было понятно, чему учить? Как идти к цели в учебной программе?

Отдельный навык — анализ задачи обучения и анализ целевой аудитории. В чем именно состоит задача и какое положение дел сейчас? Какая аудитория, что она знает, что она хочет и чему сопротивляется? Из этого нужно уметь делать выводы, это самая главная задача. Эти выводы определяют то, как будет выглядеть вся программа обучения в итоге.

Теории обучения нужны обязательно. Причем самые базовые: конструктивисты, объективисты, бихевиористы и все остальные товарищи, которые пробовали построить модели обучения. Они не устаревают и очень хорошо помогают принимать решения в процессе создания обучения.

Дальше в списке: знание технологий обучения и доставки и их особенностей. Специалист точно должен понимать, какую тему можно отправить в мобильное обучение, а какую нельзя. И про все новые инструменты тоже должно быть понимание: возможности, ограничения, под какие задачи и ЦА подойдет.

Если честно, то я бы еще сказала, что специалист по обучению сам должен уметь учить. Не обязательно чем-то сложному. Но научить что-то готовить, прикручивать, лепить или рисовать — должен. Тому, что сам знает. Я бы на собеседовании сразу бы просила: “Вы что хорошо умеете делать? Научите меня?”

Но есть еще один важный момент — специалист по обучению должен непрерывно изучать людей. Я тут про это даже пост в ТГ-канале написала. Постоянно наблюдать за тем, как люди принимают решения, как реагируют, как учатся. Про это нужно читать, это нужно видеть в кино и художественных книгах, про это нужно постоянно думать.

Обучение — это ведь просто инструмент, который позволяет людям делать правильные действия, двигаться в нужную сторону. А специалист по обучению по сути переводит людей из точки А в точку Б. И он должен понимать тех, кого ведет за собой.


Подписаться на рассылку Елены Тихомировой Learning Monday


Понравилась статья?
Поделитесь ею с другими!
Смотрите также