Личные откровения, или Почему люди учатся

Елена Тихомирова • 20.05.2022
Learning Monday

Почему взрослые люди учатся? Зачем им это нужно?

Вопрос без подвоха. Совсем не хочу привести нас с вами к выводу о том, что учиться совсем не нужно и школы всем хватает. Нет. Вопрос совершенно искренний.


Меня очень часто спрашивают про мотивацию взрослых людей к обучению. Что сделать, чтобы они приходили учиться, учились и еще потом применяли все изученное? Я как-то отвечаю, но внутри не уверена, что все это можно сделать извне, без внутреннего желания и собственного понимания, что это на самом деле нужно. Неужели есть какие-то слова, которыми можно убедить это сделать?


Вот вы, например, почему вы учитесь? Только честно, никто кроме вас ответ не узнает. Что вас мотивирует учиться на самом деле?


Я решила начать с себя. Почему учусь я? Или зачем я учусь? Учусь я только тогда, когда мне это интересно и есть куда применить. Причем применение должно быть очевидно еще до старта обучения. Может быть без конкретики, но в целом: напишу про это статью, буду использовать в выступлении, расскажу кому-то, сама буду так делать.

На чистом интересе у меня ничего не держится. Начала смотреть курс про мексиканскую кухню, прослушала 4 лекции о сортах кукурузы и важности выбора сорта для муки и для блюд, поняла, что у нас, кроме просто кукурузы, никто ничего не слышал, и мне не светит. И как-то неожиданно курс бросила. Потому что применять некуда. Французская кухня зашла на ура, больше половины было приготовлено и подано гостям, комплименты получены. А может я прохожу курсы, чтобы потом получать комплименты?..


Мне все время нужно применение. Кроме того, мне очень нужна приземленность. Это тоже отчасти про применение. Если все очень облачно и пространно, то непонятно, что с этим делать и как применять.

Я точно не учусь просто из любопытства. Хотя знаю многих, кто так делает. Меня это просто не держит дольше, чем пару часов на базовом энтузиазме.


А что про все это говорят данные? Как люди учатся, если попробовать собрать информацию не только обо мне и о вас, а сразу о многих? Я тут закопалась и нашла много интересного:


- Чаще всего взрослые люди начинают учиться в связи с происходящими в их жизни событиями. Например, перемены на работе или смена места жительства. Именно изменения дают взрослому человеку обоснование контекста обучения, ответ на вопрос “Зачем мне это нужно?”


- Чем больше у человека в жизни перемен и стресса, тем больше он учится. Перемены и стресс порождают вопросы, ответы на которые взрослые ищут в тех или иных формах обучения.


- Без жизненных обстоятельств люди замотивированы учиться только тогда, когда у них есть какой-то вопрос, на который они пробуют ответить, или уверенный контекст применения.


Что интересно — вопросы чувств собственного достоинства и удовольствия от обучения, ощущение роста и развития находятся далеко не на первом месте в мотиваторах обучения. И самореализация тоже.

Сейчас, конечно, многое меняется. И появилась некоторая культура прохождения курсов ради курсов. Но это все равно не про истинную мотивацию, как мне кажется.


Если посмотреть на этот список, совместить с ним свой список, то получается, что для формирования правильной мотивации у взрослых слушателей, для мотивации сотрудников, нам нужен очень уверенный контекст. И его создавать нужно до обучения, потому что во время этого уже не получится сделать. Задолго до обучения нужно строить систему, в которой у взрослого человека будет формироваться потребность в знаниях. А если еще точнее — где у него будут появляться вопросы, на которые он начнет искать ответы.

Наличие у слушателя вопроса — уже половина дела в обучении.


Подписаться на рассылку Елены Тихомировой Learning Monday


Понравилась статья?
Поделитесь ею с другими!
Смотрите также