Про искажения, ловушки и ошибки внутри нашей головы

Елена Тихомирова • 03.12.2021
Learning Monday

Cнова стало прохладно, и снова все расстроились - неужели теперь будет сыро и пасмурно? Может все-таки жара лучше? Немного похоже на ловушку мышления: хорошо там, где нас нет. Говорят, что с этой ловушкой нужно бороться и жить в моменте, потому что иначе вся жизнь может пройти в погоне за тем прекрасным моментом, которого на самом деле не существует.


Эта ловушка - не единственная. Еще в начале прошлого века большинство экономистов было уверено, что человек рационален и выбирает всегда лучшее для себя. Но с 1960х годов начались исследования поведенческой науки, и оказалось, что совсем не так. У большинства людей есть большое количество когнитивных искажений, ловушек и ошибок восприятия, которые помогают нам принимать в корне неверные решения. Скажем, есть еду, которая вредит нашему здоровью. Или вести совсем не активный образ жизни. Вкладывать туда, где мы гарантированно потеряем. Все это мы делаем даже при условии, что знаем, как на самом деле действовать правильно. Потому что мы - иррациональны. В этой нашей иррациональности мы все очень похожи.


Всего на сегодня собрали около 200 когнитивных искажений. Какие-то очень неявно выражены, а какие-то заметны и наблюдаются у многих. В Редакции вышла статья про некоторые из них, о которых стоит задуматься при проектировании и организации обучения. Главное - мы все время должны помнить, что человек совсем не рационален и, увидев четкую и ясную учебную цель, вовсе не обязательно начнет действовать, учиться и развиваться. Он, этот самый человек, может даже быть уверен в том, что так делать правильно, но что-то ему может очень сильно мешать.

А еще стоит посмотреть на себя. Какие есть ловушки мышления и когнитивные искажения у нас, у ответственных за обучение? Мы же тоже люди, не роботы.


Например, неприятие потерь. Это склонность людей вкладываться в то, что на самом деле не работает или бесполезно, только потому, что в это уже очень много вложено. Как же можно отказаться от всего сделанного? Это часто можно наблюдать в бизнесе, когда люди пробуют спасать дело, у которого уже давно нет шансов, только потому, что жаль бросать все наработанное. А надо бы переключиться, инвестировать в то, что будет работать. В обучении такое встречается достаточно часто. Компания в какой-то момент вложилась в модный формат или даже не в модный. А просто в тот, который на самом деле не подходит. И теперь пытается им пользоваться, пытается встроить контент в этот формат. И ничего толком не работает. В этот момент нужно отказываться и смело искать другое решение. Анализировать опыт и пробовать его использовать. Но не тянуть то, что не работает.


Именно поэтому нужны и пилотные проекты, и контрольные точки. Попробовали, в определенный момент сверили часы и решили, как идем дальше. Если все хорошо, вопросов нет, а если все не очень - то отказываемся или даем себе еще немного времени (с точно определенной датой) и снова возвращаемся к принятию решения.


В обучении все это особенно значимо. Вариантов всегда очень много, и понять, как они работают можно только проверкой. Что-то не будет работать, и это нормально. Главное - вовремя увидеть и принять верное решение.

А еще есть стоимость возможности. Когда мы принимаем решение потратить 100 рублей на чашку кофе, мы также в этот момент принимаем решение не тратить эти 100 рублей на что-то еще. Но если честно, то мы очень редко об этом задумываемся. А надо бы, на самом деле.


Вот решаем мы разработать курс и потратить на это 50% нашего бюджета. От чего мы отказываемся? Что мы не сделаем на эти деньги? Как могли бы потратить их иначе? Такой небольшой анализ часто показывает, что мы на самом деле отказываемся от чего-то более выгодного. Может быть, мы могли бы на эти деньги сами 5 курсов сделать? Или купить готовые? Или записать хорошего эксперта?


Или мы собираемся купить платформу для обучения. Делаем выбор в пользу чего-то простого и понятного, потому что не хотим погружаться и разбираться. Нам нужно быстрое решение. Какую возможность мы тут упускаем? Чего мы не сможем сделать на этой платформе в будущем? От чего мы отказываемся в пользу простоты в моменте?

Мы так же, как и все люди, постоянно ищем подтверждения своим убеждениям. И находим, потому что это несложно сделать - наш мозг так устроен, он активно ищет подтверждения всему тому, во что верит. Даже если это будут псевдо-подтверждения, все равно подойдет.


Можно спроектировать обучение и быть уверенными в том, что это был единственно правильный подход. Но нужно помнить, что это может предубеждением подтверждения. И пробовать все проверять, искать альтернативные варианты, допускать другие идеи в свое сознание. Как рассказывает Говард Шульц, основатель Старбакса, в своем курсе - нужно постоянно искать тех, кто вас критикует и предполагать, что они правы.


Знать о том, что мы можем ошибаться, - это уже половина дела на пути к правильному решению.


Подписаться на рассылку Learning Monday


Понравилась статья?
Поделитесь ею с другими!
Смотрите также